Новости

Отрывок из книги ТОНИ ВАЙТ ТЕРАПИЯ ХАРАКТЕРА. Глава 2. Субличность Демон

Отрывок из книги  Тони Вайт "ТЕРАПИЯ ХАРАКТЕРА".

Глава 2. Субличность Демон

Perth: T.A. Book. Перевод и издание: Киев, 2018


НЕКОТОРЫЕ ДЕМОНЫ, КОТОРЫХ Я ВСТРЕЧАЛ и что с ними делать.


Во время моей работы для меня стало очевидным, что некоторые люди с легкостью идентифицируются с тем, что описывал Эрик Берн, когда писал о «Демоне». Чтобы фасилитировать этот процесс идентификации, я составил короткий перечень примеров разнообразных «Демонов» у пациентов. Он изначально составлялся так, чтобы можно было давать этот перечень описаний новым пациентам, чтобы они попробовали определить такую часть в себе. Было обнаружено, что любой человек, у которого можно идентифицировать субличность «Демон», читая список примеров, испытывает момент озарения. Часто люди говорят: «Откуда вы это знали? У меня всегда был один из них», «Как только я прочитала этот список, во мне что-то щелкнуло. У меня тоже есть один из них».

Диагностика присутствия «Демона» с помощью анкеты или другого психометрического инструмента оказалась безуспешной, поэтому изначально перечень был составлен для чисто диагностических целей. Результат оказался неожиданным, потому что на поверхности все «Демоны» кажутся непохожими. И все же те, кто развил в себе эту часть своей личности, могли с легкостью идентифицироваться и соотнести себя с примерами, приведенными в списке. Соответственно, третьей целью этой работы является начало идентификации базовых характеристик субличности «Демон».


Для составления пациентами описаний их «Демонов» я предоставил им четыре вопроса:


  1. Как он/она выглядит и где он/она обитает?

  2. Что он/она думает, чувствует, делает и хочет?

  3. Что он/она думает о терапевтах и терапии?

  4. Что он/она думает и чувствует по поводу ответов на эти вопросы?


Тексты не редактировались, поскольку каждый индивидуум ощущает свою субличность «Демон» идеосинкретичным образом.


«Демон» № 1

Примером здесь является Сара, сорокапятилетний морской биолог из Линкольна, Небраска.


1. Как он/она выглядит?

Она маленькая, уродливая и очень капризная. Ее волосы закрывают глаза – она выглядывает из-под них и трясет ими, когда хочет прятаться или дразниться. Тело не важно, оно просто маленькое. Самая большая его часть – это голова. Она выглядывает из-под челки с хитрым, задиристым видом, потом скрывает под ней лицо и снова отбрасывает волосы назад, когда ей нужно


2. Где она обитает?

Она живет где-то глубоко у меня внутри. Затаится и ждет, чтобы выскочить в любой момент – часто я сама не знаю, когда она это сделает. Она просто сидит на коленях в самом дальнем уголке совершенно одна.


3. Что она думает, делает и хочет?

Она не размышляет, а, скорее, действует или реагирует. Я знаю, как она ведет себя в ответ на разные вещи, но я не понимаю, как она выбирает, что и где делать. Я знаю, что она должна думать, но, кажется, она, скорее, просто есть. Она знает, что людям нельзя доверять, и постоянно это доказывает. Она знает, что ненавидит, когда до нее дотрагиваются. Она знает многие вещи не думая. Она просто выскакивает, и я часто не знаю, когда это случится. Я не знаю причин, просто есть то, что есть.


4. Что она чувствует?

Она ненавидит, когда ее называют женщиной, она реагирует на это. Когда к ней прикасаются, она как будто чувствует ожог – ощущения очень интенсивны. Это тяжелый вопрос – когда я думаю о том, что она чувствует, я теряюсь и в голове пусто. Я вижу много крика и визга, прыжков вверх и вниз и мотания головой – много торжествующего смеха и ликования. Ощущение огромной энергии и силы воли. Она чувствует сильную ненависть и страх, что выражается в крике, визге и мотании головой. Она чувствует торжество и ликование: «Ха-ха-ха!». Она чувствует настороженность.


5. Что она делает (говорит)?

В этом и есть проблема – в том, что она делает и говорит. Она тихо сидит у меня внутри, потом вдруг выскакивает, нарушает спокойствие, и я не могу это контролировать. Она кричит, визжит, прыгает и мотает головой, и я чувствую, что взорвусь, если не обращу на нее внимание. Она непредсказуема. Иногда, когда я жду, что она появится, она сидит тихо. Я знаю, что она там, всегда настороже. И потом, когда я начинаю верить, доверять и немного расслабляюсь, она выскакивает и ведет себя вдвое хуже. Она говорит: «Смотри, мелкая – ты пойдешь – он до тебя доберется – будет больно – он тебя не любит – послушай меня – не давай ему тебя трогать – он тебе не нужен – просто вставай и уходи». Она начинает мотать головой всякий раз, когда кто-то ко мне приближается, просто чтобы держать их на расстоянии. Даже когда она неподвижна, я знаю, что она просто выжидает момент, чтобы что-то разрушить. Она постоянно повторяетсятребовательная и убедительная: «Давай, просто поверни немного руль, узнай, как это – врезаться в мост, нужно только немного повернуть руль, и – бабах! Да ну, чего ты! Давай, нам никто не нужен – тебе будет очень хорошо – это единственный путьсделай это и посмотри, что получится, – это будет быстро».  Ей очень тяжело сопротивляться. У нее есть разные способы. Она все время меняется – то зыркает из-под челки, то подпрыгивает от безумного ликования.

«Держись от него подальше, держись от него подальше, он тебе не нужен, не трогай меня, он не может тебе помочь, я тебе это покажу». Трудно не слушать ее и не верить. У меня уже так было. Я знаю, я уже даже начала уходить. Иногда я ее не осознаю, я просто отключаюсь, и вдруг этот смех и крик. Как будто это меня контролирует.

Иногда мне нужно двигаться, чтобы она не овладела мной или не взорвалась. Иногда я теряюсь, и все, что я чувствую и слышу, – это ее крики и дерганье. Она все время меня подталкивает. Пинает меня – «давай!».


6. Чего она хочет?

Она хочет, чтобы ее оставили в покое, не гладили и не трогали, – чтобы выжить или нет в одиночестве. Она хочет радоваться и ликовать. Она хочет, чтобы люди держались от нее подальше, если только она не может ими управлять, поэтому они к ней обычно не приближаются. Она отчаянно хочет победить. Я не знаю почему, это просто сильное желание «быть от всех подальше и быть впереди».


7. Что она думает о терапии и терапевтах?

С терапевтами можно хорошо и весело поиграть, если только они не окажутся умными, тогда это становится проблемой. С ними можно меряться умом, побеждать их, даже если они этого так и не поймут. У нее возникает сдержанное чувство уважения, если терапевт умен, быстро думает и быстро угадывает ее ходы. Она реагирует радостью, иногда ликованием и отлично проводит время. В других случаях, когда он подбирается слишком близко, она впадает в отчаяние и прибегает к другим вещам – рано или поздно. Потом она чувствует себя плохо.

Терапия для нее – это игра с терапевтом, способ интенсивного оттачивания умений. Иногда в терапии содержится угроза, и она взрывается местью как раз, когда я начинаю верить и доверять. Если все идет не так, она испытывает полный триумф. Она прыгает и говорит: «А я тебе говорила! И что ты теперь будешь делать, а?»

Она ненавидит терапию физического типа, такую как объятия. Иногда она сидит тихо, но порой заставляет меня двигаться. Иногда она выскакивает, и кричит, кричит, пока я не почувствую себя разбитой.


8. Что она думает по поводу ответов на эти вопросы?

Ей это нравится. Она любит говорить о себе, но ей совсем не нравится, когда ей  дают информацию о ком-то другом. Это для нее большая обида. Она настороженно наблюдает за тем, как вы с этим справитесь. Поскольку у вас нет другого выхода, ей в принципе все равно. Но ей нравится факт, что ее признают. Я думаю, ей не нравится кое-что из того, что я рассказала, потому что я впадаю в растерянность. У меня не всегда получается разборчиво писать. И она хочет кое-что зачеркнуть. Она бывает наиболее активна, когда я уязвима. Она хочет, чтобы вы знали, что она ничего не хочет и ей ничего не нужно.

 

«Демон» № 2

В этом случае мы возьмем пример Джона, двадцатидвухлетнего токсиколога из Мандура, Западная Австралия.


1. Как он выглядит и где обитает?

Он сидит на полу в практически пустой комнате без ковра или мебели, со скрещенными ногами и руками, его челюсти твердо сжаты. Он немного наклонился вперед, голова втянута в плечи. От него исходит абсолютное неповиновение и бунт, и он сканирует окружающую среду в поисках возможной опасности. Люди заходят и выходят из комнаты. Большинство из них не имеют значения, но иногда кто-то проникает через его барьер, и это очень опасно.


2. Что он думает, чувствует, делает и хочет?

Он чувствует очень, очень сильный гнев, но хорошо его контролирует. Иногда ему хочется причинить боль другим, но он никогда не делает этого физически. Он любит смотреть, как людям причиняют боль в фильмах, таких как фильмы о нацистах. Я также думаю, что он хочет кого-то любить, но он никогда этого не признаёт. Он чувствует, что его лишили благополучного детства, и злится из-за этого. В нем есть жесткая, холодная, бессовестная жилка, натура наемника. Он много думает и гордится тем, что видит, что людей изнутри. Он знает, что очень умен, но никогда этого не скажет.

На поверхности ничего этого не видно. Он хороший, заботливый и веселый. Но если к нему подойти не с той стороны – берегитесь, потому что в конце концов он до вас доберется. Он, однако, сделает это очень тонко, так что даже человек, до которого  он добрался, не осознает, что произошло. С другой стороны, он очень ранимый, испуганный и уязвимый. Он очень хочет заботы, но у него уйдет вечность на то, чтобы наконец позволить кому-нибудь о себе позаботиться. Иногда он себя ругает и считает, что ему нужно исчезнуть.


3. Что он думает о терапии и терапевтах?

С терапевтами хорошо играть. Он чувствует, что у многих из них хорошие намерения, но они не слишком много понимают. Их можно подтолкнуть к определенным мыслям, и это значит, что они никогда полностью не контролируют ситуацию. Большинство из них ограничено в своей терапии, потому что они вынуждены следовать инструкциям. Это признак слабости. Несколько раз его удавалось обезоружить и конфронтировать, и тот, кто оказывался умнее его и мог ему противостоять, вызывал у него большое уважение, но это происходило очень редко. Ему нравится внимание, которое он получает в группах, и ему нравится  возможность проявлять свои чувства. Однако большую часть времени терапевт недостаточно хорош, чтобы дать ему то, в чем он действительно нуждается.


4. Что он думает по поводу ответов на эти вопросы?

Ему нравится отвечать на эти вопросы, потому что ему нравится, когда другие узнают, какой он жесткий, равнодушный и хитрый. Смешно, но он никогда  не сделал бы этого без анонимности. Он открывается только очень ограниченному кругу людей. Плохо в ответах на эти вопросы то, что он чувствует, как будто его тащат по раскаленным углям. У него внутри много боли, и, когда поднимаются подобные вопросы, боль выходит на поверхность. Он волнуется, что вы расскажете людям, что он из себя представляет.


«Демон» № 3

Здесь мы возьмем пример Бена, двадцативосьмилетнего психофармаколога из Сиднея, Австралия.


1. Как он выглядит и где обитает?

Он маленький и живет в пещере в полном одиночестве. У входа в пещеру находится щит с небольшими щелями, через которые он может выглядывать наружу, но никто не может заглядывать через них вовнутрь. Он видит снаружи людей и иногда хочет выйти, но никогда этого не делает. Он чувствует себя очень обособленным, и я называю его «Х» – «неизвестное количество».


2. Что он думает, чувствует, делает и хочет?

Он одновременно чувствует себя и очень испуганным, и очень злым. Он чувствует много ненависти к себе, другим людям и иногда к своим родителям. Его поглощает чувство беспомощности. Он чувствует себя плохим, и что он, фактически, получает наказание.Он хотел бы жить разнообразной, наполненной приключениями жизнью, но ему кажется, что жизнь не может быть такой. Она скучна и консервативна. Сейчас он совершенно одинок вместе с воспоминаниями о собственных ошибках, и самая счастливая часть его жизни уже прошла. В погоне за тем, что было, по его мнению, правильным образом жизни, он растратил и упустил свой жизненный потенциал. Фактически, он приговорил себя к смерти. Ему лишь недостает мужества, чтобы привести это в исполнение. Он не понимает свою собственную природу и ему не интересно быть частью человечества. Но поскольку он все же ею является, он подвержен человеческим эмоциям и слабостям, которые ему трудно контролировать, и он старается их игнорировать. Он заигрался, и жизнь прошла мимо, а теперь у него ничего нет, и он не видит ничего, что могло бы это исправить.


«Демон» № 4

Примером здесь является Джун, тридцатишестилетняя няня.


1. Как она выглядит?

Она высокая, длинноногая и привлекательная. У нее волосы до плеч, которые соблазнительно прикрывают ее левый глаз.


2. Где она обитает?

Внутри сознания она находится в лесу, где много деревьев, с которых опали почти все листья. Оставшиеся на некоторых ветках листья безжизненно висят. Холодно. Она мерзнет и быстро двигается, частично от страха, что в лесу может кто-то прятаться, частично чтобы согреться и почувствовать себя живой.


3. Что она думает, чувствует, делает и хочет?

Она постоянно настороже и просчитывает все движения, думая, что эти движения могут что-то означать. Она боится и готова бежать, и она волнуется, побежит ли она в правильном направлении, чтобы порадовать вас и выжить. Ей хотелось бы расслабиться и отдохнуть, а также иметь общение.


4. Что она думает о терапии и терапевтах?

Терапия пугает, поэтому чувствуется необходимость радовать и все делать правильно, чтобы выжить, как и с другими страшными вещами, но это единственный шанс, и, если я смогу продержаться достаточно долго, и он докажет, что он ОК, я смогу доверять и меняться, и узнаю новые возможности. Терапевты могут пытаться вас незаметно обмануть. Поэтому за ними нужно долго наблюдать. Некоторые терапевты безопасны.


 5. Что она думает об ответах на эти вопросы?

Она думает, что ее выслушают, но она подождет и проверит это. Она не хочет, чтобы это редактировалось, она такая, как она есть. Она также хочет, чтобы в этом проявлялась ее сила, и не только в этом.


Demon workshop 2020


  

 .................................................................................

КНИГИ ТОНИ ВАЙТА можно приобрести в нашем интернет-магазине ТАbook:  tabooks.com.ua

Серия «Психология подросткового возраста. Транзактный анализ»:

Тони Вайт. Подростки, гнев и что делать. Perth: T.A. Books, 1991. Перевод и издание: Киев, 2018 Тони Вайт. Когда дети вырастают и уходят из дома. Perth: T.A. Books, 1986. Перевод и издание: Киев, 2018

 

Cерия «Психотерапия. Транзактный Анализ» Тони Вайт. Работа с суицидальными личностями. Руководство к пониманию, оценке и поддержке.

London: Jessica Kingsley Publishers, 2011. Перевод и издание: Киев, 2017 Книга награждена премией и Почетной благодарностью Британской Медицинской Ассоциации в области медицинской литературы в разделе «Психиатрия» 2011 год

 

Тони Вайт. Остаться в живых. Руководство по Антисуицидальному контракту. Perth: T.A. Book, 1991Перевод и издание: Киев, 2018


Тони Вайт. Терапия характера. Perth: T.A. Book. Перевод и издание: Киев, 2018


LinksDemon references Tony White Website

http://tony-white.com/the-demon-sub-personality-aka-lillith/

http://tony-white.com/working-with-the-demon-in-therapy/

https://www.tony-white.com/examination-of-the-demon-personality/

http://tony-white.com/the-shadow/